Подпишитесь на рассылку,
чтобы узнать раньше всех
Приятные цены
для первых учеников
Скоро старт продаж курсов
праздник осени в китае

Праздник середины осени

Праздник середины осени — 中秋节 — zhōngqiūjié является одним из самых важных традиционных праздников в Китае, практически наравне с Китайским новым годом.

В этой статье разберём, когда отмечается праздник, историю его происхождения, основные традиции и легенды, связанные с ним.
Юлия Ермакова
Автор Chinese Online


История праздника

Праздник середины осени отмечается каждый год 15-го числа 8-го месяца по китайскому лунному календарю, его ещё часто называют праздником Луны. Из-за того, что праздник отмечается по лунному календарю, то непосредственно празднество каждый год выпадает на разные даты. Обычно это вторая половина сентября (20-е числа). Главная особенность праздника — он отмечается именно в полнолуние.
Праздник середины осени 中秋节 берёт своё начало в древних обычаях, которые состояли в поклонении небесным явлениям. Он произошёл от древнего ритуала почитания луны в осенний период (период урожая) и со временем слился с различными традициями. Если рассматривать историю праздника, то Праздник середины осени зародился в доциньский период (до 221 года до н.э.), стал популярен в эпоху Хань (206 год до н.э. — 220 год н.э.), окончательно сформировался как народный праздник в эпоху Тан (618–907 гг.), был официально утверждён в Северной Сун (960–1127 гг.) и процветал после эпохи Сун, став одним из самых важных праздников китайского народа. А 1 января 2008 года праздник был внесён в список официальных нерабочих дней Государственным советом КНР.
Помимо Китая, Праздник середины осени также популярен в Японии, на Корейском полуострове, в Юго-Восточной Азии и других регионах.

Основные традиции праздника середины осени

  • Лунный пряник.
    Основной и главной традицией в этот день является поедание лунных пряников — юэбинов 月饼 yuèbǐng.

    Изначально лунные пряники были подношением Богу Луны 月神 yuè shén в период празднования в древние времена. Но со временем люди стали сами употреблять их в пищу, параллельно любуясь луной. В итоге лунный пряник стал символом воссоединения семьи и теперь символизирует единство, а люди используют его как праздничную еду или лакомство, а также дарят родственникам и друзьям.

    Зная долгу историю праздника, стоит отметить, что в период Тан и Сун не было и вовсе не было специальных лунных пирожков, которые готовили бы к этому празднику. Однако, с момента появления лунных пряников в эпоху Мин, они стали неотъемлемой частью и традицией празднования.

    Лунный пряник представляет собой небольшой, круглый пирожок диаметром от 7 до 10 сантиметров и высотой около 3–4 сантиметров. Внешняя часть представляет собой изделие из теста, иногда может быть хрустящим, а внутри обычно присутствует начинка. Самые распространённые начинки включают пасту из красной фасоли, лотосовые семена, засахаренные фрукты, орехи, финики и солёные утиные яйца. В более современных версиях пряников используют шоколад, зелёный чай и даже мороженое.
праздник середины осени в китае
Источник https://thebakeanista.com/
  • Воссоединение семьи.
    Во время праздников у китайцев принято собираться семьями, так что Праздник Середины осени не является исключением. Ещё начиная с эпохи Тан, с момента, когда праздник стал народным, полная луна ассоциировалась у китайцев с единением людей. Поэтому именно воссоединение семьи можно считать особенностью праздника.

    В современном мире, где бывает тяжело встретиться с близкими в силу разных обстоятельств, для китайцев важно хотя бы позвонить родным в этот день.
  • Обмен подарками.
    Со времен династии Мин во время Праздника середины осени существовала традиция дарить друг другу лунные пряники и фрукты. В наши дни этот обычай сохраняется, и стоит отметить, что сейчас способов поздравить друг друга стало гораздо больше. Отправка подарков друг другу — это красивый обычай, который воплощает добрые намерения и хорошие моральные качества людей, такие как забота о ближних, уважение друг к другу, к пожилым людям и молодёжи, выражение чувств по отношению к другим.
  • Любование луной.
    Обычай любоваться луной во время Праздника середины осени формально сформировался и широко распространился во времена династии Тан. В этот период многие поэты писали произведения, восхваляющие луну, и включали их в свои сборники.

    Любование луной до сих пор остаётся важной составляющей праздника.
  • Богатый урожай.
    Восьмой лунный месяц — сезон сбора урожая. На склады поступают новые зёрна, а на рынке появляются фрукты. Раньше люди использовали эти урожайные зёрна и фрукты в качестве подношений для поклонения богам в благодарность за их дары и молились. После того как обычай поклонения богам исчез, смысл этого обычая превратился в празднование сбора урожая. По крайней мере, во многих деревнях люди до сих пор готовят роскошные обеды в ночь на Праздник середины осени. Помимо этого,  на столе можно увидеть много свежих фруктов.
  • Цветы коричного дерева и коричная настойка.
    Во время Праздника середины осени люди часто едят лунные пряники и любуются цветами коричного дерева, а также едят различные блюда, приготовленные с добавлением корицы. В ночь Праздника середины осени смотреть на цветущие коричные деревья под луной, вдыхать их аромат, попивая коричную настойку в окружении семьи — это настоящее наслаждение. В наше время люди в основном предпочитают красное вино.
Китай — это большая страна, в которой проживает большое количество народов, поэтому в каждом регионе есть свои национальные особенности празднования. Где-то готовятся особенные блюда, где-то есть свои традиции. В целом, их так много, что лучше изучать каждый регион по отдельности.

Легенды праздника середины осени

Существует несколько легенд о происхождении праздника.

Легенда про Чанъэ — 嫦娥 — cháng’é и Хоу И — 后羿 — hòuyì

  • Версия №1.
    Давным-давно на небе светило десять солнц. Люди изнемогали от жары, все посевы сгорали, а реки и озера пересыхали. Видя страдания людей, стрелок Хоу И 后羿 hòuyì взял свой колчан и стрелы и поразил девять солнц своими выстрелами, оставив на небе лишь одно. За его подвиг богиня Си-ван-му西王母xīwángmǔ наградила его эликсиром бессмертия. Хоу И не стал его пить, так как хотел разделить вечную жизнь со своей женой Чанъэ嫦娥cháng’é. Случилось так, что один из учеников Хоу И решил завладеть эликсиром бессмертия, проникнув в его дом, где Чанъэ находилась одна. Чтобы эликсир не попал в плохие руки, Чанъэ решила выпить его. Опустошив сосуд, она почувствовала лёгкость и начала подниматься в воздух, взлетала всё выше и выше. Став бессмертной, она вознеслась на Луну, где и осталась в лунном дворце, отделённая от своего мужа. С тех пор Хоу И каждый год в Праздник Середины осени приносит дары Луне, надеясь, что однажды они смогут воссоединиться.

    Таким образом, эта легенда символизирует любовь и жертвенность, потребность в воссоединении.
  • Версия № 2.
    Когда-то давным-давно в Небесном царстве жили десять сыновей небесного императора Ди Цзюня 帝俊 dìjùn и его жены Сихэ羲和 xīhé. Эти десять сыновей были десятью солнцами. Каждый день они по очереди поднимались на небо дежурить. Как только один возвращался домой, другой выходил на службу. Так они веками сменяли друг друга, не нарушая порядок дня и ночи. Но однажды они произвольно выскочили на небосвод, все десять солнц стали светить и угрожать безопасности человечества. Тогда сам Ди Цзюнь решил наказать своих сыновей, позвав на помощь божественного стрелка Хоу И后羿hòuyì и вручил ему лук и колчан с десятью стрелами, именно ему было поручено проучить десятерых сыновей божества. Хоу И, получив приказ, вместе с женой Чанъэ спустился в мир людей и увидел все страдания на земле. Огорчённый, он начал стрелять в солнца на небе. Когда люди увидели, что солнца исчезают, они вытащили одну стрелу из колчана Хоу И, чтобы на небе осталось хотя бы одно солнце. Оставшееся солнце стало послушным и вовремя поднималось и сходило с небосклона.

    Однако сам Ди Цзюнь не смог смириться со смертью своих сыновей и впал в ярость, запретив Хоу И и его жене Чанъэ вернуться в небесный дворец. Это очень ранило Чанъэ, так как изначально была богиней, а сейчас она обычный человек, который будет стареть, пока не умрёт. Она очень обиделась на Хоу И за то, что он навлёк на неё беду. Хоу И Видел, как плохо его жене.

    После того как он узнал, что богиня Си-ван-му西王母 xīwángmǔ спрятала эликсир бессмертия на горе Куньлунь, он сразу же отправился за ним. Гора Куньлунь была окружена скалами, на скалах пылал ослепительный огонь, способный расплавить металл, у подножия горы текла бездонная река. По пути наверх Хоу И пришлось преодолевать многочисленные обрывы и скалы. Но ничто не могло встать у него на пути. Ворота на вершине горы охранялись девятиголовым зверем Кайминшоу 开明兽 kāimíngshòu. Си-ван-му, зная, зачем пришёл Хоу И, отдала ему тыкву с эликсиром бессмертия.

    Снова преодолевая все препятствия, Хоу И вернулся к своей жене, желая разделить с ней эликсир бессмертия. Но Чанъэ знала, если один человек примет эликсир, то он отправится на небо, если двое разделят его, то они станут бессмертными. Чанъэ всем сердцем хотела вернуться на небо, поэтому ночью дождалась, пока Хоу И заснёт, и в одиночку целиком выпила снадобье. Её тело стало лёгким, она стала подниматься на небо. Но Чанъэ понимала, что Ди Цзюнь всё ещё не простил её, и куда же ей было лететь? Взлетая всё выше и выше, она оказалась недалеко от Лунного дворца. И в её голове неожиданно промелькнула мысль, что было бы хорошо поселиться в Лунном дворце. Так и случилось.

    В лунном дворце оказалось лишь одно коричное дерево и белый кролик. Она пожалела о своём решении, но было уже поздно. С тех пор Чанъэ живёт на луне в полном одиночестве.

Легенда о нефритовом кролике — 玉兔 — yùtù

Согласно одной из версий легенды, нефритовый кролик был отправлен с небес на Землю вместе с двумя другими существами — обезьяной и лисицей. Их задача заключалась в том, чтобы проявить доброту и сострадание к страждущим на земле. В мире людей они встретили старца, который нуждался в еде.
Обезьяна и лисица, стараясь помочь, принесли лишь скромные дары: обезьяна добыла фрукты, а лисица — мясо. Кролик же, не найдя ничего для угощения старца, решил принести в жертву самого себя. Он прыгнул в огонь, намереваясь стать пищей для старца.
Однако старец оказался небожителем, который испытывал животных. Восхищённый подвигом кролика, он спас его от огня и в знак благодарности вознёс его на Луну, где кролик обрёл бессмертие. С тех пор он живёт с богиней Чанъэ и готовит эликсир бессмертия для богов.

Легенда об У Гане — 吴刚 — wú gāng

У Ган был обычным человеком, который мечтал обрести бессмертие. В древнем Китае многие хотели обрести бессмертие в связи с распространением датских учений, которые говорили о вечной жизни. Однако У Ган не был достаточно усидчив и целеустремлён, ему не хватало дисциплины. Он мог начать осваивать датские практики, но быстро бросал это дело, останавливаясь на полпути.
Тогда боги, недовольные его безответственностью и непостоянством, решили проучить его. Они отправили его на Луну, где ему была предписана бесконечная задача: срубить огромное дерево, которое никогда не погибает. Это магическое коричное дерево桂树 guì shù каждый раз восстанавливало свои ветви и листву, как только У Ган наносил удар топором.
Говорят, что в ночь Праздника середины осени можно увидеть У Гана, который так и продолжает рубить коричное дерево на луне.
Конечно, версии легенд, как и традиции празднования, варьируются от региона к региону.

Лексика на тему праздника

  • 中秋节 zhōngqiūjié — Праздник середины осени
  • yuè — луна
  • 月亮 yuèliang — луна, лунный свет
  • 赏月 shǎng yuè — любоваться луной
  • 月饼 yuèbǐng — лунный пряник
  • 吃月饼 chī yuèbǐng — есть лунные пряники
  • 团圆饭 tuányuán fàn — трапеза воссоединения
  • 玉兔 yùtù нефритовый кролик. Считается, что на луне вместе с Чанъэ живёт нефритовый кролик, а пятна на луне напоминают кролика, в лапках держащего ступку и пестик.
Другие статьи
    Хотите узнавать о наших новостях и акциях первыми?
    2 письма в неделю с полезными материалами внутри
    Мы в социальных сетях